Красота спасет мир

Поиск нового специалиста обычно происходит на вакантную или вновь сформированную должность, хотя иногда подбор ведется при еще работающем сотруднике. Работники HR-департамента или службы персонала – обычные люди, не лишенные некоторой доли субъективизма, связанного с определенным психотипом: внутренним миром, характером, культурой, личностными ценностями, жизненным опытом. Все это сказывается на их поступках и решениях, не соответствующих порой стандартам, регламентам, а порой – и здравому смыслу: профессионализму соискателя, его реальной и потенциальной ценности для компании.

Принимающий решение человек априорно субъективен уже в момент собеседования. Каждый имеет свои личные взгляды, находится в каком-то настроении, и его мыслительный процесс, касающийся результатов собеседования, слабо предсказуем. Принятие решения об отказе кандидату происходит порой с учетом странных и не совсем логичных аргументов, действий и поведения представителей работодателей, лишающих таким образом соискателей потенциальной вакансии. И как правило, мы не знаем, чем и как руководствуются рекрутеры, отказывая нам в приеме на работу, когда, вроде бы, собеседование прошло успешно. Но все это только на первый взгляд. Несомненно, большое значение имеет профессиональная интуиция менеджера по персоналу и опыт кандидатов, пришедших на собеседование. Но они ведь тоже далеко не все идеальны – со своими комплексами, страхами и сомнениями.

В чем нередко скрывается истинный смысл отказа, мы узнаем из истории героини нашего материала, соискательницы женского пола в возрасте 35 лет, имеющей убедительное, грамотно составленное резюме, письменные и устные рекомендации руководителей высокого ранга, успешный опыт работы и пр.
Начало истории

История началась с того, что соискательнице была дана положительная и серьезная письменная рекомендация с последнего места работы, послужившая поводом для непосредственного участия в процессе поиска и анализа ситуации автором этого материала. Это абсолютно реальная ситуация с реальными людьми. Оговоримся, что в середине этих событий поиск работы фактически отошел на второй план. Наибольший интерес представлял процесс контакта с потенциальными работодателями и их представителями, который превратился уже в эксперимент.

Поиск работы начался с формирования убедительного резюме и его размещения на всех известных сайтах. Вначале резюме было составлено самостоятельно. Для грамотного, краткого изложения информации нашей соискательнице не потребовалось много времени. С этим она справилась легко и просто. Никаких сомнений в том, что резюме не останется без внимания работодателей, не было. Занимаемые ранее должности, опыт работы и достигнутые результаты, в том числе финансовые, подкрепляли эту уверенность. Умение вести деловую переписку, культура речи, аналитический склад ума, имена известных и крупных компаний в резюме усиливали ожидание быстрого и эффективного результата. Оценка соискательницы автором рекомендации, как предыдущего руководителя, внушала уверенность и ему. Процесс пошел.

Не каждый день человек меняет работу. Поиск ее – кропотливый и тяжелый труд, напоминающий работу золотоискателя, промывающего грунт в поисках золотого песка. Через какое-то время стало ясно, что резюме в первую очередь интересует представителей непрофильных областей, сетевого маркетинга, сомнительных и непонятных предприятий, имеющих электронные адреса на поисковых порталах. Таким работодателям был дан красный свет, тратить время на подобные предложения наша соискательница, естественно, не стала.

На фоне систематического обновления резюме для нахождения его на первых страницах работных сайтов, соискательница начала самостоятельный просмотр открытых вакансий и рассылку своего резюме работодателям. Результат ошеломил: лишь 10% отреагировали на отклик, подтвердив готовность к личной встрече.

К моменту начала поиска нового места работы соискательница внимательно и обстоятельно проштудировала и уяснила всю возможную информацию, необходимую для успешного прохождения собеседования, которая в избытке содержится сегодня в интернет-пространстве. Времени на это было потрачено немало. Дополнительно от рекомендателя соискательница получила устную консультацию, на какие вопросы, касающиеся предыдущей работы, следует обратить особое внимание на интервью. Сомнений в провале быть не могло, ее готовность была оценена по высшему разряду. Опыт рекомендателя, как руководителя с большим опытом и стажем работы в профильной области, долгий срок совместной работы с соискательницей вселял спокойствие и в него.

Пришло время первых собеседований. Как готовится уверенная в себе женщина к публичным событиям и мероприятиям? Она надевает соответствующую одежду, наносит легкий макияж и делает прическу. На первый взгляд, в этом нет ничего особенного. Это нормально и является в определенной степени стандартом поведения. Безусловно, каждый соискатель помнит поговорку, что «встречают по одежке». По вопросам внешнего вида сайты, где работодатели размещают вакансии, предоставляют соискателям обширную и полезную информацию, позволяющую избежать ошибок. В этом отношении, упомянутая соискательница также была на высоте.

Ко всему сказанному хочется сделать одно небольшое дополнение. Наша соискательница была от природы хорошо сложена и обладала природной красотой. Она была не просто симпатична и привлекательна, а обладала кукольной внешностью, что и без всякого макияжа сильно бросалось в глаза. Прятать это никогда не было необходимости, да и глаз сослуживцев это всегда радовало. Особенно на фоне огромной работоспособности, профессионализма, ответственности и инициативы – качествами, которыми этот человек справедливо заслужил авторитет и уважение коллег на последнем месте работы.
Шло время…

Собеседования проходили одно за другим, но положительного решения все не было. Вначале этот факт не вызывал серьезного опасения. Казалось, что где-то уровень предложений работодателей несколько ниже возможностей кандидата, или удаленность дома от места работы работодателю казалась неприемлема. Но через некоторое время количество отказов, а чаще молчания, после интервью показалось слишком странным. За помощью и советом она обратилась снова к своему бывшему руководителю.

Были детально рассмотрены несколько последних встреч, проанализированы вопросы и ответы, прозвучавшие в ходе собеседований. Помогло то, что соискательница обладала хорошей памятью и не ленилась записывать главные моменты в свой блокнот после посещения очередной компании. В итоге никаких серьезных упущений обнаружено не было. Но в душе автора этого материала засели некоторые сомнения, что ситуация требует более пристального внимания и контроля.

Чтобы получить информацию из первоисточника, на последующие встречи с работодателями соискательница вооружилась диктофоном, который незаметно включался и находился вне поля зрения участников собеседования. Это позволило детально проводить разбор каждого интервью. По ходу прослушивания записей соискательница давала комментарии относительно действий участников, которые не могли быть отражены в аудиозаписи: мимика, жесты, взгляды и пр. Конечно, выручила бы видеозапись, но вести ее скрытно было очень рискованно.

Шаг за шагом все моменты модели собеседования оттачивались до безупречности. Было отредактировано резюме (очевидно, что предела совершенству нет), но положительный результат так и не был получен – отказы продолжали поступать. Ситуация озадачивала. Рекомендатель посчитал затронутым свой авторитет бывшего руководителя и сослуживца, и доведение дела до достижения положительного результата стало уже принципом.

Ситуация стала проясняться после пары безуспешных собеседований, когда под контроль был взят весь процесс подготовки к нему, от начала до конца.

Внешний вид соискательницы попросту сражал наповал любого незнакомого человека! Исходя из природной привлекательности, добродушия и искреннего праздника в душе, соискательница внешне выглядела в полной готовности к приему дипломатической делегации в Кремле или Белом доме. В серой и пасмурной будничной обстановке она выглядела настолько ярко, что брала откровенная оторопь. И дело было не в одежде, которая была вполне подходящей, и даже не в умеренном макияже. Все дело было именно в праздничности настроения и броской внешности. К этому состоянию и тому, как она выглядит, на прошлой работе окружающие давным-давно привыкли и считали это нормой. Но то, что было нормой раньше и в другом месте, видимо, никоим образом не могло быть нормой для посторонних, новых людей и уже становилось негодным. Соискательница выглядела, как с обложки глянцевого журнала, хотя это было ее обычное состояние.

Получалось так, что благодаря своему естественному позитиву и таланту создавать яркий свет вокруг себя, притягивая внимание других людей, она получала в ответ негативную реакцию от окружающих, которые сравнивали себя с ней. Главным образом, это относилось к сотрудникам женского пола различных возрастов, с которыми в первую очередь приходилось сталкиваться и общаться соискательнице. Да и мужская часть участников собеседования подвергалась с ее стороны неумышленной «атаке красотой», которую большинству мужчин нелегко выдержать, и легче отказаться, чем потом терпеть рядом.

Сделать такие выводы позволило детальное погружение в ситуацию и созыв целого консилиума соратников по прошлой работе соискательницы, небезразличных к сложившейся ситуации, в том числе и знакомых сотрудников HR.

Анализ всех без исключения прошедших собеседований, действий их участников не позволил найти внятного объяснения причин отказов, полученных от потенциальных работодателей. Прямые вопросы со стороны соискательницы в отказавшие компании и их невнятные, размытые ответы также ничего не прояснили. Оставалось лишь одно – психологическое неприятие соискательницы представителями работодателя обоих полов. Возможной причиной отказа мог явиться неверный внешний имидж, который губит дело на корню. Этот имидж обусловлен выдающимися внешними данными, привычно культивируемыми соискательницей на протяжении всех прошедших собеседований.

По сути дела, наша соискательница слишком хороша собой. И это действительно так, никуда от этого не денешься. И невысокий уровень морали большого количества людей при встрече с ней, видимо, допускал субъективное предположение, что с такой внешностью ей требуется не работа, а что-то другое. Пугающее и решающее ее судьбу заблуждение, но имеющее право на жизнь в нашем не совсем здоровом обществе. Подтверждение этому звучало даже на некоторых собеседованиях («Зачем вам нужна работа в нашей компании?», «А чем вы занимаетесь в свободное от работы время?») в совокупности с пронизывающими и косыми взглядами сотрудников службы персонала женского пола.

Приходя в компанию по вопросу найма, кандидат сначала проходит собеседование со специалистом низшего уровня, который готовит информацию для следующего этапа. От того, насколько доброжелательно подойдет сотрудник HR к этому вопросу, будут созданы предпосылки для дальнейшего хода событий. Вряд ли непонравившийся соискатель будет представлен высшему руководству.

Основная доля сотрудников HR – женщины, молодые девушки. А любая женщина, находясь рядом с другой, сравнивает себя с ней. В том числе и с соискателями. Конкуренция или даже зависть. Особенно это происходит тогда, когда рядом находится что-то яркое и выдающееся. Так уж устроены люди.

С мужчинами немного другая ситуация. При виде симпатичной, привлекательной женщины у нормального мужчины автоматически срабатывает природный интерес. Он начинает рассматривать ее, оценивать. И если объект внимания обладает выдающимися данными (в нашем случае – действительной природной красотой и модельной внешностью, наряду с умом, опытом, профессионализмом и пр.), то возникает несколько версий дальнейшего развития ситуации. Руководитель, проводящий собеседование, в первую очередь начинает опасаться, что такая красота может нанести вред, дестабилизируя работу коллектива, причем обеих его составляющих – и женскую, и мужскую. Ведь на вновь принятого сотрудника будет обращено пристальное внимание, особенно в первое время работы.

Во вторую очередь, возникает сомнение, что соискатель, обладающий такой неординарной внешностью, пришел по адресу и с благой целью – работать в его подразделении от зари до зари, а не для чего-то еще. В этом случае резюме, соответствие вакансии и успешное собеседование для руководителя ровным счетом ничего не значат. А когда еще руководитель понимает, что перед ним не просто красавица, а опытный профессионал и специалист в бизнесе, он откровенно начинает испытывать дискомфорт. Потому что у собеседника есть «секретное оружие» – женская красота, что в совокупности с умом и знаниями – страшная сила. И последнее, в силу своей мужской натуры и морали, он стремится обезопасить себя от банальных соблазнов. Отрицать имеющийся субъективизм нельзя.
Как исправить?

Когда эта гипотеза, имеющая полное право на существование, была принята, прозвучал вопрос: что делать дальше для исправления ситуации? Повлиять и изменить сознание тех, к кому соискательница идет на собеседование, – идея нереальная и абсурдная.

Пришлось убедить соискательницу на время проведения всех собеседований (до момента оформления на работу) изменить свой имидж и надеть маску строгой, проницательной дамы. Потребовалось полностью отказаться от макияжа и особенно от модельной укладки волос, надеть темную, консервативную и несовременную одежду, очки – словом, стать в некотором роде «синим чулком» для притупления внимания окружающих. Это далось нелегко. Можно одеться в другую одежду, скрыть модельную фигуру, но исказить черты лица и спрятать надолго улыбку тяжело. Пришлось упорно и серьезно тренироваться, работать над выражением лица, мимикой. После нескольких тренировок этот спектакль стал получаться.

Таким образом, на очередных собеседованиях было полностью исключено пристальное внимание сотрудников HR-служб. Был создан новый имидж серьезного и строгого человека, всецело погруженного только в мысли о предстоящей работе. Благодаря этому через короткое время повысился уровень прохождения соискательницы по этапам собеседования. Мужская часть перестала реагировать на ее природную женскую красоту, перестав рассматривать во все глаза. Тогда же прекратились и вопросы по поводу целей поиска работы.

Мораль. Эта история закончилась благополучно. Наша красавица нашла работу, а новые коллеги теперь гордятся ее опытом, профессионализмом и, конечно же, природной красотой. Все привыкли, что выглядит она всегда безупречно. Но, как говорится, осадок остался… Потрачены время и силы, чтобы разобраться в глупой ситуации и помочь успешному сотруднику расти профессионально и развиваться дальше. Хорошо, что рядом оказались друзья и близкие, не оставшиеся безучастными и искренне верящие в успех. Наша красавица не падала духом, не отчаивалась ни на минуту. И пусть был сыгран небольшой спектакль, но цель была достигнута.

Не хотелось бы считать всех сотрудников HR-подразделений такими, какие встретились нашей героине. Несомненно, среди них найдутся мастера своего дела, объективно и внимательно относящиеся к любому соискателю, невзирая на его внешность. Но, к сожалению, количество профессионалов несоизмеримо мало по сравнению с общей серой массой исполнителей, от которых порой зависит потенциал уважаемых, серьезных компаний и судьбы людей.

Мораль этой истории состоит в том, что иногда безуспешность в поиске работы может быть вызвана некоторыми причинами, которым соискатель не придает значения, а они лежат на поверхности. Не бойтесь меняться хотя бы на время, будьте гибкими и пробуйте играть роль, в которой раньше вы себя не могли даже представить.

По материалам HeadHunter

Comments are closed.

Архивы

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Типографии в Москве.