Реклама. История развития

В Государствах Древнего мира.

Простейшие рекламные сообщения появились еще до нашей эры. Одним из первых рекламных объявлений считается египетский папирус, в котором говорилось о продаже раба. В развалинах древнейшего города Мемфиса была найдена высеченная на камне рекламная надпись: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения».
Наиболее были распространены надписи на стенах,  нацарапанные  или начертанные краской. В Древнем Риме и Греции рекламные сообщения писали на досках, гравировали на медных пластинах, костяных изделиях. Их громко зачитывали в местах скопления народа. По мере развития письменности расцветает и реклама, которая уже выступает в форме цельного письменного текста, использует изобразительные приемы, рисует рекламные образы, привлекает внимание аудитории.

Развитие рекламы в Западной Европе и США.

Изобретение печатного станка в 1450 г. ознаменовало начало системы средств массовой коммуникации и новый этап развития рекламы. Раньше на написание текстов уходило много времени и труда, теперь же их можно было подготовить достаточно быстро. Первое печатное рекламное объявление датировано 1472 г. Текст был вывешен на двери одной из церквей в Лондоне и информировал прихожан о продаже молитвенника. С 1630 года появляются рекламные объявления в газетах Франции и Англии. Немного позже стали заполняться объявления торгового характера, в основном касающимися продажи продуктов питания. Такие публикации просто оповещали о том или ином товаре. Однако вскоре начинают использоваться сюжетные и оформительские приемы.
Индустриальная революция, начавшаяся в Англии в середине XVIII века, спустя полвека достигла Америки. Производители товаров поняли всю ценность рекламы как способа завоевания рынков сбыта и, соответственно, получения максимальных прибылей. Постепенно менялись и сами рекламные объявления. С появлением фотографии рекламный текст стал дополняться фотоиллюстрациями, придающими информации большую достоверность и правдивость. Изобретение телеграфа  связало самые отдаленные районы с центром, устранив разобщенность и замкнутость регионов. Реклама становится мощным орудием «тогдашнего» маркетинга.
Рекламой стали заниматься специальные фирмы и агентства, а также рекламные отделы промышленных и торговых компаний, крупных предприятий, издательств и т. д. История создания рекламных агентств (XIX в) начиналась, в основном, со скупки полос (площадей) и перепродажи их рекламодателям со значительной для себя прибылью. Лишь со временем агенты начали заниматься подготовкой непосредственно текстов, отдаляясь, таким образом, от изданий, но приближались к рекламодателям. Постепенно рекламодателям стал предлагаться более широкий перечень услуг.


Реклама в России.

Развитие рекламного дела в России относят временам, когда русские купцы прибегали к разнообразным приёмам предложения своих товаров. Чаще всего приглашали за определенную плату зазывалу, который,  громко извещал о достоинствах товара. Виртуозными исполнителями устной потешной рекламы были коробейники, торговавшие мелким товаром – лентами, кружевами, гребнями, косынками, пряниками, бубликами.
Между многими русскими торговыми людьми не считалось унизительным всячески преувеличивать достоинства своего товара, обманывать покупателей.
Одним из видов рекламы были лубки, или народные картинки. Царь Алексей Михайлович любил забавляться этими картинками и передал эту склонность своим детям. Постепенно «потешные» листы обогащались надписями, которые становились всё более развернутыми и основательными. Лубки входили в каждый дом – от царских палат до убогих крестьянских изб. Они в доступной форме доносили до широкой аудитории разнообразную информацию и идеи, воплощенные в броских красочных изображениях. С развитием российской экономики лубки стали рекламировать модную иноземную продукцию.
Уже в XIX веке широкое распространение получило размещение рекламы на круглых тумбах установленных во многих городах. Реклама появилась на конках и трамваях. В разных городах России начинают печататься рекламные газеты. Появились специализированные рекламные конторы, рекламные бюро.
После Октябрьской революции 1917 г. одним из первых декретов советской власти реклама была монополизирована государством, предприниматели лишились возможности расширять своё дело за счет рекламы.
В 1918 г. СНК России своим декретом предусмотрел организацию при всех почтово-телеграфных учреждениях централизованного приема рекламных объявлений от всех лиц и учреждений для помещения их в советских печатных изданиях.
Бурное развитие рекламы началось во время НЭПа. Много энергии и таланта отдал рекламе В. В. Маяковский, который своими меткими стихами привлекал внимание покупателей к тем или иным проблемам, либо к качеству товаров или рекламе торговых предприятий.
В 60-70 годы создаются крупные специальные организации: «Союзторгреклама» при министерстве торговли СССР, «Росторгреклама» при министерстве торговли РСФСР, «Главкоопторгреклама» при Центросоюзе СССР и другие. Налаживалось производство специальных рекламных фильмов.
В системе министерства СССР центром службы торговой рекламы являлось хозрасчетное Всесоюзное производственное объединение по выпуску рекламных средств и осуществлению рекламной деятельности – ВПО «Союзреклама», образованное в 1989 г. на базе бывшего Всесоюзного объединения «Союзторгреклама».
Несмотря на наличие централизованной службы рекламы в СССР, существовала определенная недооценка её роли в развитии торговли. Это в первую очередь было связано с дефицитом большинства товаров народного потребления и, следовательно, ненужность рекламы этих товаров, так как они при любых условиях реализовывались населению. Общий профессиональный уровень рекламы в нашей стране был низок – рекламные обращения отличались примитивизмом и серостью – типа «Пейте томатный сок», «Пейте советское шампанское», «Летайте самолетами Аэрофлота» и тому подобное.

Сегодня своеобразие рекламного рынка в России заключается в его динамике. Границы этого рынка непрерывно расширяются за счет появления новых организаций, предприятий и, соответственно, новых клиентов. Реклама в интересах рынка настойчиво навязывает аудитории свои ценности, активно формирует массовое сознание, распространяя и закрепляя нравственный кодекс и жизненные организации её заказчиков.

Comments are closed.

Архивы

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Типографии в Москве.